Еще в конце зимы я увидел сообщение на форуме по поводу недели бреветов на Кавказе. Даже особо не вчитывался - были другие планы на эти даты. Но, с приближением майских праздников запланированные мероприятия сами собой отменились, да и одноклубники решили ехать в достаточном количестве на серию. Поддавшись духу коллективизма собирался ехать 200 и 300км в Пятигорске, но билетов на поезд не оказалось по вменяемой цене, коллег на покрытие энтропии сгорания бензина на авто тоже не обнаружил. Сделал разумный вывод - ну нафиг, не стоит оно того, тем более маршруты этих бреветов довольно равнинные, пейзажи не сильно отличаются от средней полосы, а трястись из-за этой сомнительной затеи в поезде в общей сложности примерно трое суток как-то не хотелось.
Избалованный четким изложением всех данных на форуме или на специально отведенном для этого ресурсе изначально не понял, что есть два варианта прохождения - линейный (со стартом в Махачкале и финишем в Туапсе) и т.н. рюмашка ромашка (со стартом и финишем в одном городе, а именно в Пятигорске), а также возможность миксовать маршруты. Моему избалованному разуму на осмысление этого факта потребовалось дней десять. Когда понимание об актуальности линейного маршрута наконец-то пришло судорожно стал разбираться с треками - маршрут почти полностью дублировал велотрип 2019 года по Северному Кавказу, но, конечно, с некоторыми ремарками. Так, у меня был незакрытый гештальт в горной Ингушетии, а маршрут трехсотки проходил как раз по тем местам, через Джейрах. Было принято решение ехать на два бревета линейки - 200км и 300км. Остальные большие бреветы 400км и 600км не исключал полностью, но давал 50 и 20 процентов вероятности старта соответственно. Уже позже узнал что соотношение участников на линейке\ромашке 1 к 10, но, в целом, этот факт не сильно меня огорчил - кто-то едет и уже хорошо, большие скопления народа мне не особо по нраву.
Почти 2е суток в поезде, и я на месте, в Махачкале. По дороге познакомился c одним из участников серии Виктором Кардаполовым.
- Скрытый текст
Гостиница располагалась где-то на окраине Махачкалы, но зато находилась прямо на старте. Выбор ночевки был очевидным, поэтому вечером перед стартом познакомились со всеми участниками серии. К нашему разочарованию бородатыми на серии оказались не все - подвёл Женя Анцупов, у остальных растительность на лице присутствовала в должном объёме, но всё же фирменной фишечки линейщиков не получилось. В гостиницу подъехал Али, предводитель местных рандоннеров, проинструктировал нас, передал номера и маршрутные карточки.
- Скрытый текст
Трагедия в славных русских лицах, слева направо: Евгений Анцупов (Караван-Марафон Москва), Виктор Кардаполов (Адреналин Ставрополь), Алексей Конев (Караван-Марафон Москва), Али (предводитель суровых дагестанских рандоннеров), Юрий Шитиков (собственно Ваш покорный слуга, КБП-Курск)
Немного телемитства. Согласно собственной воле подписался на вот это вот всё
- Скрытый текст
С Виктором прибыли на день раньше, успели покататься днём по окрестностям
В мусульманских регионах считается неприличным ездить в шортах – обязательно должны быть покрыты колени, почти весь маршрут проехал в штанах – где-то по религиозным причинам, а где-то было попросту холодно. Также наша серия бреветов выпала на Рамадан. А это означало что по мусульманским регионам придётся ехать почти на полной автономке. И без того не богатая инфраструктура кафе в Дагестане не работала полностью. В целом, нас это не особо страшило, т.к. по упомянутым локациям проходит 200 и частично 300, при острой необходимости небольшие дистанции можно проехать «на карманах». Морально подготовились к чуть большему количеству лишений чем обычно, велосипеды привели в состояние полной боевой готовности и легли спать.
Бревет 200. Дагестанский. 01.05.2021
Путем долгих вечерних споров решили стартовать в 6 утра вместо установленных официально 8:00. Бревет 200км почему-то получился аж 215км, что в условиях гор с набором высоты 3200 метров очень солидно, а хотелось проехать дистанцию до наступления темноты. Да, к линейщикам организаторы были снисходительны чуть более чем полностью – дали полную свободу относительно времени старта и т.п.. Это и понятно – по факту мы являлись первооткрывателями маршрута, этакими лабораторными крысами. По мотивам наших страданий в августе Али обещает организовать 1200км по Дагестану и Чечне. Получается некий дагестанский тур юнайт:)
Итак, долгожданный старт. Первые 50км едем по абсолютному плоскачу федеральной трассы. Слева видны предгорья Дагестана, справа равнинные степи. Небольшой встречный ветер, все едут медленно, экономят силы. Вот и первое КП - поворот в сторону Сулакского каньона, следовательно скоро начнётся серпантин и подъём примерно на 900 метров.
- Скрытый текст
Федеральная трасса Р-217 "Кавказ"
Пока что все свежие и держимся одной пачкой
- Скрытый текст
КП 2 ПГТ "Дубки"
Жрём.
- Скрытый текст
Чиркейское водохранилище. Крупнейшее на Северном Кавказе
- Скрытый текст
Река Андийское Койсу и потрясающие виды гор
- Скрытый текст
Позабивало название магазина. Хотя спорно - такое впечатление что в Дагестане пластмассовый мир не победил.
Бревет 300. Дагестан – Чечня – Владикавказ 02.05.2021
Старт в 6 утра. Практически ничего из вещей на высохло. Мышцы ног забиты бесконечными подъемами. Позавтракали, одели мокрые вещи, стиснув зубы отправились дальше. К счастью, дождь закончился и асфальт уже успел высохнуть.
- Скрытый текст
Старт. Не унываем.
- Скрытый текст
Идеальный асфальт и отсутствие траффика. Нас это совсем не насторожило.
Перепись паспортных данных на границе Дагестана и Чечни
Форсировали участок около 3х часов. Мы с Коневым, как самые находчивые остановили ЗИЛ и проехали километров 5 этого безобразия в кузове грузовика с кучей металлолома вперемешку – это было мегастрашно и вроде бы не так уж и быстро, по крайней мере, в моей жизни это были одни из самых долгих минут. К тому времени Алексей уже обнаружил что острым камнем прорезалась покрышка и дальнейшая езда с забитыми глиной зазорами ставила под угрозу всё дальнейшее мероприятие.
- Скрытый текст
В момент фото куча глины с камнями из зазора между колесом и вилкой предательски упала вниз. Но масштаб трагедии виден. На моей циклокроссе с этим хоть как-то можно было жить, а вот на чистокровных шоссерах клоса блокируются практически мгновенно.
Stairway to Heaven aka бяка.
Вот так бяка выглядит на чистокровном шоссере Конева. Как раз передняя покрышки и пострадала.
Кое как, проклиная всё на свете и смеясь над роком судьбы добрались до асфальта. Началась Чечня. Ещё более хороший асфальт и бесконечный спуск вниз, почти до самого Грозного. Остановились сфотографироваться для отметки, где-то тут располагался КП (где, не знает никто - орги же поставили наугад на треке). Подъехали старенькие Жигули, из них вышел молодой парень и поздоровался с нами. Задал стандартные вопросы, предложил хлеб с сосисками - мы отказываться не стали. Сказал едет на озеро Кезенойам отдохнуть с друзьями. Рамадан всё же, некрасиво вести праздный образ жизни у всех на виду. За время перекуса нас нагнал Виктор. Виктор отлично ездит по экстремальным участкам: техничные спуски, грязевые дороги, да и по равнине на лежаке идёт неплохо. В горку, к сожалению отстаёт, но часто нагоняет на спуске.
- Скрытый текст
Явление Виктора.
- Скрытый текст
Село Сержень-Юрт. Во времена 1ой чеченской компании здесь располагалась база террористов в детском лагере. По слухам, известный чеченский бард Тимур Муцураев был тяжело ранен и потерял ногу при боях за это село.
Доехав за час до захода солнца до КП "Поворот на Нестеровскую" (оттуда как раз начинается дорога в горную Ингушетию) с грустью посмотрел в сторону гор и отправился дальше по короткой дороге во Владикавказ.
Финишировали втроём, усталые, с забитыми мышцами, суставами и связками, но довольные и с чувством выполненного долга. Изюминкой маршрута был финиш - долго ехали по набережной вдоль Терека. Весь город расположен на берегу реки, сильно вытянут вдоль русла и имеет многокилометровую набережную.
- Скрытый текст
Виды Владикавказа
Бревет 400. Владикавказ - Эльбрус - Пятигорск. 04.05.2021
За два предыдущих бревета настрадались мы капитально. Прогноз погоды был неутешительным – ливень в Приэльбрусье во второй половине дня. Мышцы, конечно же, не восстановились, суставы и связки ныли и это меня очень беспокоило – «упороть» здоровье в мои планы не входило. Я подумывал о транзите 200км до Пятигорска, не заезжая на Эльбрус. А, учитывая, что серии бреветов при таком раскладе не получится, то и 600км не рассматривал – всё или ничего. Да и запланированную программу минимум я уже выполнил.
Во Владикавказе мы заселились в разных гостиницах. Старт по расписанию в 4.00. Мы с Виктором те ещё мастера по утренним сборам и опоздали на старт аж на пол часа. Разумеется, Конев и Анцупов уже уехали. Всё это не добавляло оптимизма.
- Скрытый текст
Надпись «Счастливого пути» на выезде из Владикавказа как бы насмехается над нами.
От Владикавказа до Пятигорска равнина с небольшим сбросом высоты, заметным, правда, только на приборах. И внезапно поехалось! Примерно через 50км пути мы уже добрали остальных участников – они уныло тошнили 27км/ч, мы же ехали сменами далеко за 30км/ч. Немного посидели в группе и поехали дальше сами – крутили отлично, как будто и не было 500км в ногах перед стартом. Даже видели чупакабру кабана, перебежавшего нам дорогу.
На этом бревете мы должны были пересечься с остальными участниками мероприятия, ездящими радиалками Пятигорск – Пятигорск, причем на общем КП, находящимся на 135км маршрута в начале Баксанского ущелья. Любопытство предавало сил, хотелось увидеть новые лица. Километры летели неумолимо. Подъем к Эльбрусу очень плавный, только под конец идёт какой-то ощутимый набор. Погода стояла хорошая вопреки прогнозам синоптиков. Мысли о сходе полностью улетучились.
В Нальчике нас встретил кто-то из местных рандоннеров и сопроводил до КП. Бревет сегодня не ехал, выкатил за компанию, но говорил, что собирается есть 600км. Имени, к сожалению, не помню, но с ним доехали до КП.
- Скрытый текст
Триумфальная арка в г. Нальчик
- Скрытый текст
Город Тырныауз. В советское время здесь активно работал ГОК по добыче вольфрамо-молибденовых руд. На сегодняшний день фактически заброшен. Люди в городе зарабатывают в основном на туризме.
- Скрытый текст
- КП "Подъёмник Азау". Высота 2350м над у.м.
- Скрытый текст
120км дождя позади. Я ещё зачем-то переживал что не успел постирать дождевик перед поездом.
- Скрытый текст
- Цепь не выдержала сурового эльбрусинга.
Бревет 600. Пятигорск - Туапсе. Заключительный. 07.05.2021
Назад дороги нет – остался финишный рубеж, правда длинною в 600км, примерно 1/3 всей дистанции. Настрой боевой, состояние сносное. Стартуем большой группой, в начале перевала Гумбаши обгоняем других участников.
- Скрытый текст
- Группа держалась не долго.
- Скрытый текст
На фото Эльбрус слева от меня.
Далее лошадиная работа. В районе Преградной асфальт стал ухудшаться, появлялись ремонтные участки, засыпанные гравием, причем иногда внезапно и на спуске. В Карачаево-Черкесии водители злые, велосипедистов не любят. Даже если по обочине едешь на пустой дороге и проезжает автомобиль водитель зло побибикает. С чем связано, непонятно. Да и пешеходы не лучше – останавливались в кафе, шел помыть руки, так до меня пытались докопаться. Я сделал вид что не услышал – ещё не хватало мне разборок на шестисотке. В общем, приходилось быть постоянно на чеку, сконцентрированным.
- Скрытый текст
Где-то в КЧР.
- Скрытый текст
Спали на этой остановке.
На подъезде к городу перед нами останавливается белая Нива, выходят два смурных типа и идут на перерез. Сразу стало понятно, что диалога с местными аборигенами не избежать. Один достал из кармани ксиву, сказал, мол уголовный розыск. Мы объяснили, что едем марафон, показали таблички с номерами, предъявили паспорта. Нам пожелали удачи, сфотографировали номера с фамилиями на всякий случай и уехали. Встреча с правоохранительными органами взбодрила, сон сняло как рукой. Ещё немного и мы в Майкопе. В первом же магазине перекусываем, пьем кофе и едем дальше.
- Скрытый текст
Перекус в Майкопе после встречи с силовиками. Ангелы в окне магазина очень колоритны.
Тем временем оставалось уже меньше 200км. Стало жарко, в районе Горячего Ключа выехали на автомагистраль, которая быстро закончилась и превратилась в шумную федералку с узкой обочиной. Такая дорога отнимает много сил, особенно после почти бессонной ночи, да и жара с совокупности с выхлопными газами энтузиазма не прибавляла. В итоге, я перегрелся и в первом же кафе возле Джубги отпивался, остужался и отъедался.
- Скрытый текст
Долгожданная Джубга. Я переоделся в феломайку с символикой мероприятия - готовлюсь к финишу
- Скрытый текст
Первые морские пейзажи.
- Скрытый текст
- Финиш
Для меня серия этих бреветов стала знаковой - я приоткрыл новые горизонты. Я не рассчитывал что смогу проехать всю серию, но получилось - хватило и моей не особой раскатки и, что главное, здоровья - прекрасный результат. В постфинишной эйфории зарегался на ЛОЛ 1200км - посмотрю наконец-то Карелию в белые ночи.