Часть первая, бреветная.
Этой поездки вообще не должно было быть. В моих планах на 2016 год не было ничего похожего на Италию.
Я хотел Португалии и Швейцарии.
В Португалию так хотел, что даже купил билеты еще в апреле, под даты тамошней сентябрьской 1200-ки. В формате бревета или похода туда ехать, должен был решить по ходу сезона, но решение, к счастью, приняли без меня. Бревет там отменили - организаторы посчитали, что не смогут провести его на должном уровне. Чем избавили меня от мук выбора и сомнений в его правильности. Поеду просто велотуристом, уже даже маршрут нарисовал.
В Швейцарию манила 1000 в августе. В моей “бреветной” коллекции до сих пор нет тысячи, а там маршрут обещал еще и горы в адекватном количестве, в сочетании с шикарными швейцарскими пейзажами, с которыми я уже немного знаком. Но увы, бревет тоже отменил организатор, с формулировкой “because my employer cannot give me the holidays needed to accompany the brevet”.
И больше, в общем-то, выбора у меня не оставалось - во всемирном календаре не так много бреветов, подходящих мне по датам, и еще меньше - подходящих по странам. Ветреная Северная Европа мне не интересна, страны, проблемные в плане виз (Великобритания, Ирландия) - тоже. Ну а Азию и другие континенты я пока не рассматриваю, ибо финансы и некоторый страх перед совершенно незнакомым менталитетом и нравами - бревет всё-таки не пакетный тур, и без прямого взаимодействия с аборигенами не обойтись.
Бревет Verona - Resia - Verona я нашел случайно, изучая итальянский календарь совсем по другому поводу. Там была одна тысяча, тоже на севере, и даже немного с горами, но оказалось, что я перепутал даты, и она не в августе, а в июле. Первоначально я на нее всерьез не смотрел, ведь 600 км не так уж чтобы крутая дистанция, чтобы ради нее тратить бешеные тыщи денег на поездку.
Но когда альтернативы нет, в отпуск хочется, а от местных маршрутов уже тошнит, то и 600 км сгодятся. Тем более, что какая-никакая, а горка на маршруте предполагалась - подъем на Passo Resia, около 1500 м. Упрощало задачу и то, что места, связанные с бреветом, мне так или иначе знакомы. Верона и Гарда езжены неоднократно, маршрут вдоль реки Адидже от города Мерано тоже проезжался по дороге на Стельвио в 2013 году, и я примерно представлял, чего ожидать.
Ну а т.к. при нынешних ценах на билеты (эх, когда-то мы летали в Верону и обратно за 11261 р.) гонять в Италию на выходные несколько накладно, то решил поехать сразу дней на 10. Из экономии, да.
Схема маршрута
Особых целей на бревет у меня не было, но интерес был - я ни разу не доехал длинный бревет с утренним стартом. Две местные 600-ки - сход, ВОЛ-2012 - тоже. Надо было ломать нехорошую традицию. А еще, раз такое дело, попробовать проехать 600-ку без сна. С вечерним стартом первая ночь без сна едется без особых проблем, а вот как будет при утреннем старте - интересно.
Итальянское посольство мой выбор одобрило, выдав двухлетний шенген. До этого у меня уже был годовой итальянский “мультик”, так что “двушечку” я ожидал, но тут всегда присутствует элемент везения. Поездку в Москву в визовый центр удалось совместить со служебной командировкой, так что на проезде сэкономил. Сэкономил также на страховке - имея в планах на предстоящий год три поездки в Шенген, выгоднее брать страховку не на каждую поездку отдельно, а сразу годовую. Разумеется, страховку брал с расширением “активный отдых”, а стоимость скинул за счет франшизы (сумма, не покрываемая страховкой) на 30 евро. Серьезную медицинскую помощь за 30 евро всё равно не получить, а “по мелочи” я бы со страховой компанией связываться не стал.
Всё сэкономленное пригодилось при поисках и бронировании жилья - планировать поездку в Верону и на Гарду в июле, в пик сезона, когда там вся Германия вперемешку с Голландией, нужно не за месяц. Шоссейник исключил палатку и кемпинги - увезти то он увезет, только у меня спина раньше отвалится. Букинг встретил сообщением, что “на ваши даты забронировано 80% объектов”, на airbnb вариантов эконом-класса тоже не нашлось. Селиться пришлось на окраинах и в пригородах. Это, конечно, совершенно не проблема, до места старта бревета от города Неграр, где я нашел жилье на 4 ночи за “скромные” 25 евро/ночь, всего 13 км. Меньше, чем от моего дома до старта некоторых наших бреветов в Курске. Но вот любимые вечерние прогулки по городам с фотоаппаратом практически исключались.
Зато освобождались вечера! Еще в Курске я решил заняться основательным исследованием итальянских вин, и пообещал себе употреблять по бутылке вина каждый день, ну кроме собственно бревета. Это, на самом деле, не много, в Крыму или Тоскане выпивалось и побольше (в разы :)), еще и с граппой или коньячком поверх. Но в одиночку как-то куража нет, и в моих одиночных поездках случались провалы и до одного бокала (!) в день. С этой позорной практикой надо было кончать. На еде предполагалось экономить - я теперь турист опытный, чего ожидать в итальянских супермаркетах, знаю, так что без посещения кафешек и ресторанов не умру, и салатик, нарезку, и бутылочку себе добуду. А если в проживании микроволновка имеется, то и без горячего не останусь.
С тем 21 июля и погрузился в самолет S7. К велосипедам в этой компании относятся пофигистически, как к обычному багажу (на тарифе “эконом гибкий”), что меня всегда радует. Не требуют предварительного подтверждения перевозки (чем грешат многие другие авиакомпании, а “Аэрофлот” так вообще требует сначала дозвониться и сообщить вес и габариты, а потом еще раз дозвониться, и уточнить, подтверждена перевозка, или нет), не докапываются до упаковки и габаритов, и даже не зовут “старших”, чтобы уточнить правила. Взвесили, багажную бирку прилепили, и вперед, в негабарит. Удобно. Летают, правда, из Домодедово (не люблю этот аэропорт), и на посадку возят автобусами, а не через рукав, но это всё не большая проблема.
Взлетели и приземлились вовремя. В Вероне не заморачивались даже автобусом - просто подогнали самолет ко входу в зону прилета, и пассажиры сами, пешочком…
В аэропорту Вероны есть одна неприятная тонкость - там не выносят негабаритный багаж отдельно от прочего, а кидают на общую багажную ленту. Велосипед в чехле такого обращения не любит, и в предыдущий раз, когда мы не успели к паспортного контроля на выдачу багажа, наши велосипеды успели свалиться с ленты, в том месте, где она возвращается обратно в неведомое, и даже образовать небольшой затор, в процессе чего один чехол немного порвался. В этот раз я тоже мастерски выбрал самую медленную очередь к окошкам контроля, но пограничники оказались быстрее грузчиков, так что получил велосипед сразу, как только он выполз на свет.
Сборкой велосипеда занялся в зале прилета, возле туалетов есть спокойный закуток. В упаковке велосипеда для самолета я тоже знатный специалист, всё рассчитано и отработано. Велосипед долетел в целости, вот только для распаковки его требовался нож, разрезать стяжки, которыми и обеспечивается надежность упаковки. А чтобы добыть надежно упакованный нож, нужно было разрезать стяжки. Я молодец.
Добыть нож в аэропорту - задачка нетривиальная. Идея просить нож у полиции была признана контрпродуктивной по отношению к моему дальнейшему пребыванию в Италии, и после некоторых размышлений пару ключевых стяжек решено было пережечь зажигалкой (вещь крайне полезная в разных жизненных ситуациях). Прям в здании, да. Аэропорт не пострадал, а запах горелого пластика вокруг велосипедиста тут вообще никого не смущает.
Дальнейшая сборка прошла без сбоев, и меньше чем через час я выбрался на прилегающие к аэропорту дороги. Никогда раньше мне не доводилось выбираться из аэропорта Вероны своим ходом, всегда находилась какая-нибудь уважительная причина, чтобы свалить оттуда на автобусе. А после парижского Орли я вообще с неприязнью отношусь к дорогам вокруг аэропортов. Но всё оказалось совсем не страшно. Сначала параллельно автобану, а потом тихими сельскими дорогами, через 20 км Гармин привел меня к нужному месту.
Первая встреча с итальянскими велодорожками
Итальянская пробка. Водитель фуры разговаривает с водителем маленького грузовичка. Остальные ждут.
Мост через Адидже. Односторонний, со светофором. Но светофор расположен так, что я его не увидел.
Опять же, после Парижа вопрос размещения велосипеда в гостинице меня немного волнует, и в особо подозрительных случаях я теперь даже заранее спрашиваю, возможно ли остановиться там с велосипедом. В этой гостинице не спросил, но это Италия, причем провинциальная, и на велосипед реакция совершенно адекватная - “вон туда, поставь рядом с моим”. “Его” - это ашан, а у меня какой-никакой, но Colnago, ну да ничего - кот посторожит, да и двор запирается.
Я оказался единственным постояльцем мини-гостиницы на три номера, так что ванна с туалетом, и кухня с холодильником и микроволновкой оказались в полном моем распоряжении. Как и супермаркет в трех минутах ходьбы, где я и запасся едой и вином (две бутылки) аж на 27 евро. Предполагалось, что на несколько дней, вплоть до старта бревета, и даже “на после финиша”. Ага, щас. Неспешно, за вечер, под киношку с Челентано и Мути (надо же как-то настраиваться на Италию) были сожраны и вегетарианский супчик “по-тоскански” (куплен исключительно из-за названия, 400 мл нямки, даром что вегетарианский), и какие-то макароны для микроволновки (гадость страшная, прям как у нас делали), и еще куча всего, так что на завтрак остались только салат из тунца и сэндвичи. Вторая бутылка не отправилась вслед за первой только потому, что я про нее забыл. Для полного счастья не хватало только кондиционера, но был вентилятор, который пришлось оставить включенным на всю ночь. Бревет обещал быть жарким. Как же я ошибался!
#бутылкадня. Bardolino 2015 года, отличительной особенностью которой является DOC по региону, в котором я находился. Более того, у меня из окна видны те самые холмы, на которых растет эта лоза.
“Сон алкоголика и краток, и тревожен”. Был бы, если б дело происходило в другом месте. А так - отлично выспался, и, бодрым и веселым, после поневоле легкого завтрака, отправился отдыхать на легенькую тренировку - на озеро Гарда в город Гарда. По 2013 году помнил там неплохой дикий пляжик, с жуткими камнями на дне, но кристально чистой водой. Ну т.е. как “помнил”... Помню, что он есть. Где он есть - понятия не имею, но почему-то решил, что разберусь на месте.
В этот раз я поленился заранее отрисовывать треки предполагаемых поездок, поэтому прокладку маршрутов пришлось полностью доверить Гармину. До озера я добрался самым кривым путем, которым только можно было, изнуренным борьбой с дьявольской машиной. В какой-то момент пришлось брести пешком в шоссейных туфлях по грейдеру через поле.
По дороге на Гарду. Такой “памятник” встречает на въезде в долину Valpolicella - винодельческий субрегион Венето.
А город Гарда встретил классическим, эталонным базаром. С палатками, закрывающими вид на озеро, где одежда, обувь, “всё по 3, 5, 10 евро”, и от родины (слово “базар” персидского происхождения) его отличало только наличие палаток с велоформой. И там даже за 25 евро можно было купить майки и велотрусы из старых коллекций. Т.е. это не туристические “развалы”, и даже не лотки “prodotto locale” (которые я как раз люблю и уважаю), а просто обычная кочевая торговля “для местных”. Как оказалось, итальянцы это очень любят.
Базар в Гарде
Позже мне объяснили (к счастью, есть кому объяснять мне итальянское непонятное), что такие рынки там бывают один раз в неделю. Но я везучий, поэтому бежал из Гарды не разбирая дороги - на юг. А к югу от города Гарда пляжи меня вообще не вдохновляют - там ил, водоросли, камыши какие-то, т.е. вода мутная, да и пляжи какие-то совсем не выдающиеся, вплоть до тропинок через заросли в воде, с толпами народу вокруг, и совершенно без удобств. Полотенце то я в гостинице прихватил, но недостаточно обширное, чтобы переодеваться где придется.
На самом деле, Гарда довольно симпатичный городок, и, я думаю, не в базарный день тут гораздо приятнее
Поэтому развернулся, выбрался на трассу, и поехал куда глаза глядят - на север. Помню, что там плотность населенки падает, пляжи каменные, и гораздо менее людные. И буквально в следующем же городке Torre del Benaco нашел идеальное место. Рядом с тамошним замком Castello Scaligero, возле причала парома, есть платный пляж, где за 7 евро получаешь лежак, навес (или просто тень от деревьев), душ, туалет, приятную музыку из кафешки с адекватными ценами (по меркам Гарды, понятное дело), и чистейший каменный пляж. Потом с картой уже разобрался, что к пляжу, который я искал в Гарде, надо было надо было двигаться на север, но не выходя на трассу, а пробираясь снова через торжище на набережной, что меня и отпугнуло.
Для полного счастья не хватало только пляжных тапочек, потому что галька на Гарде сурова. Впрочем, они не сильно помогли бы, т.к. плавать в них всё равно не удобно, а если оставить их на кромке, то в воду всё равно еще надо войти. А т.к. за 7 евро быстро окунуться и катить обратно совсем даже не захотелось, да и обстановка располагала к гедонизму, то через несколько часов, после нескольких заходов в воду, ступни чувствовались так, как будто по ним били. Да и тушка, хоть и находившаяся в тени, немного поджарилась. Самое оно перед стартом на 600 км.
#фотоног. В смысле, тренировка перед 600-кой.
Пляж Торри дель Бенако
Вход на пляж и окрестности
Часа в три всё-таки пришлось возвращаться - надо было заехать в Верону, на место старта, где следовало зарегистрироваться и получить заказанную майку.
Селфи на фоне двух Гард сразу
Возвращаться хотел простым путем, “на юг, как горы кончатся - налево”, но Гармин с ним не согласился, и повел опять неведомо как. Но при этом он тщательно игнорировал указатель на велодорожку, а вот я решил не игнорировать, и посмотреть, что же она собой представляет.
Оказалось, что не просто велодорожка, а целый веломаршрут “Ciclopista dell’Adige e del Sole”, который тянется от Вероны до города Bussolengo, а затем до города Rivoli Veronese, откуда уже можно по тихой дороге местного значения добраться до Гарды в районе города Бардолино. Но это я уже потом выяснил, на местности всё это как-то не очень пропагандируется, и карт веломаршрутов Венето/Вероны мне не попадалось. Рассмотреть его можно на треке, на карте OSM.
Это совершенно отдельная, независимая от автомобильных дорог асфальтированная (местами - бетонка, с небольшими вкраплениями гравийных участков) дорожка вдоль канала. Канал за забором, потому что течение там весьма быстрое, а в конце канала находится что-то типа ГЭС, и купаться в нем, понятно, нельзя. Там есть скамейки для отдыха, игровые площадки, беседки.
Велодорожка вдоль канала
Вид канала
Вид с велодорожки. Внизу то ли река Адидже, то ли еще один канал, сельскохозяйственного назначения - если верить карте.
В дальнейшем, мне довелось прокатиться по этому маршруту несколько раз. Он входил в маршрут бревета туда и обратно, а позже я ехал по нему к Гарде, возвращаясь из поездки по региону Венето, и могу сделать некоторые выводы. Мне - не понравилось. Это отличный маршрут для велотуристов, прекрасный - для семейного отдыха, для “матрасников”, бегунов и просто прогулок. Но с целью “доехать за минимальное время из точки А в точку Б”, как обычно гоняют шоссейники-спортсмены и “около того”, как-то не очень. Основная проблема - маршрут часто пересекают автомобильные дороги, и в местах пересечения велодорожка заканчивается, на каждом перекрестке стоит соответствующий знак. Обзора перекрестка нет, везде деревья или заборы, поэтому постоянно приходится оттормаживаться (чему немало способствуют и специальные ограждения для “торможения” велосипедистов - нужно “вильнуть” в проеме между двумя перегородками, на скорости это невозможно), чтобы оглядеться, нет ли машин, и только потом пересечь автомобильную полосу. В одном месте сделан специальный вело-мост через проезжую часть, но он какой-то очень крутой и узкий, и ехать по нему страшновато - судя по накатанной тропе в объезд, не мне одному. Постоянно ехать в режиме “старт-стоп” крайне неприятно, и я бы предпочел обычное шоссе - если бы озаботился этим заранее. Хотя в туристическом режиме, теперь зная этот маршрут, я выберу его.
Главная проблема велодорожек
Место старта в Вероне находилось вообще не в Вероне. Т.е. географически это город, но фактически - его самый край, стадион для регби, у которого даже нет адреса. Но как-то нашел, тем более, что ближе к месту старта стали появляться указатели на бревет Верона-Резия-Верона. Бревет, хоть и по сути своей локально-итальянский, тем не менее собрал аж 350 участников, и еще несколько десятков человек ехали упрощенную, 300 км дистанцию в один конец. Поэтому организаторы, по образу ПБП, вынесли точку сбора за пределы оживленной части города.
Зарегистрировали меня без проблем, один мужик только отдельно пожал руку, показывая на мои браслеты в цветах российского и итальянского флагов (в последнее время я как раз увлекся браслетами из стран, которые посещаю). Пришлось расписаться в “отказе от ответственности организаторов” с текстом на итальянском, но я сам организатор бреветов в Курске, и всё понимаю. Итальянцы в этом плане обстоятельные - целая страница мелким шрифтом.
Вручили маршрутную карточку, в которой нужно ставить штампы на контрольных пунктах, майку, и, что больше всего удивило, целый мешок со всяким.
Тут нужно пояснить. Стартовый взнос за участие в бревете составлял 20 евро. Нормально, если участь, что на маршруте были предусмотрены реальные КП. А вот майка участника бревета, от итальянского производителя спортивной одежды Biemme, стоила всего 10 евро! Это дешевле, чем китайская. Конечно, она с логотипами спонсоров, но тут надо вспомнить, что ПБПшная майка тоже не без рекламы, вот только стоит раз так в несколько дороже. А за 20 евро стартового взноса, кроме карточки, участникам давали еще и большой бумажный пакет с сувенирами (журналы всякие, реклама и т.п.), и местными продуктами! В набор входили питательный гель и круассан, а кроме того - пачка макарон 0,5 кг, бутылка оливкового масла 0,5 л, и, что больше всего порадовало, бутылка белого вина 0,375 л.
Традиционная рубрика #бутылкадня, плавно переходящая в #самохренел дня и #чтотеперьсэтимделать дня :)
Незамедлительно представил, как дома на старте 600-ки вручаю участникам пачку макарон “Кума”, бутылку растительного масла “Европа”, упаковку “Контика”, и чекушку от Курского ЛВЗ. А в Италии всё это выглядело очень естественно. Через некоторое время в Италии даже подумал, что могли бы и пармезанчика тертого положить...
Кое-как распихав полученное по сумкам (в очередной раз пригодилась подарочная “сумка” с КП Виллен-ля-Жуэль с ПБП - всегда беру ее с собой, когда предполагается заезд “за пивом” после тренировки :)), бодро докатился до гостиницы. Варить макароны не стал, ибо лень, обошелся супермаркетом. Для крепкого и здорового сна употребил красного, в медицинской дозе “полбутылки” (стандартной, 0,75 - вторую половину предполагалось употребить после финиша, а подарочную “стартовую” возить с собой по Италии, на всякий экстренный случай), и попытался лечь пораньше - подъем назначался на 4:30 утра.
Разумеется, ничего хорошего из этого не вышло, организм оказался крепче, чем я о нем думал. “Медицинской” дозы для успокоения нервной системы не хватило, и ночь перед стартом прошла как всегда - коротко и бессмысленно.
Ну хоть аппетит с утра был, и то хорошо. Позавтракал плотно, и поехал на старт.
Старт предполагался с окном, с 5:30 до 6:30 утра. Никаких “торжественных” мероприятий на старте не было - просто подъехал, получил штамп в карточку (без отметки времени старта, 6:08 подписал потом сам), и вперед, на маршрут. Получилось, что стартовал в одиночку, и потом, на первой половине маршрута, других участников встречал только на КП. Немного удивлялся этому факту, ведь 350 человек не могли незаметно “рассосаться” по всему маршруту так быстро, но как-то так получилось.
У нас на бреветах со старта случаются “пароксизмы гонки”, т.е. участники сбиваются в группу, и валят так, как будто на финиш. От итальянцев я ожидал того же, но то ли все “гонщики” уже уехали, то ли тут так не принято, но гоняться было не с кем - компании не наблюдалось. Пришлось тошнить в одиночку, сначала знакомой велодорожкой вдоль каналов, потом сразу пошел весьма эпичный подъем к Буссоленго, и плавный спуск к Гарде, в районе города Бардолино.
А на равнине вдоль Гарды ехать что-то расхотелось. Это нормально, особенно когда в одиночку. В группе мозг обычно занят расчетом траекторий соратников, и остатка сил, а “в одно лицо” начинают лезть привычные неуставные мысли на тему смысла всего происходящего. Выспался бы сейчас, потом на пляж поехал…
К счастью, меня догнала парочка местных велосипедистов, выбравшихся на утреннюю тренировку. Насчет меня на колесе они не возражали, и против начавшего усиливаться ветра катили достаточно бодро. Вскоре один из них попрощался и отстал, а второй довез меня почти до “трентийской границы”, где, расспросив про “откуда и куда”, тоже распрощался.
Вдоль Гарды на колесе
Я вроде раскатился, и уже подумывал об утреннем кофе, но пока думал, очередной город кончился. Пришлось обходиться колой из магазинчика. Облака к тому времени сформировались в конкретные тучи, из которых начали срываться первые капли. Вскоре пришлось остановиться, чтобы надеть дождевик - начался полноценный дождь, который с переменным успехом шел аж до Мерано. Заодно пришлось спрятать фотоаппараты, поэтому с “дождевой” части маршрута фоток будет немного.
На удивление, дождь настроение не испортил. Я, разумеется, подумал о том, что крайне удачно свалил от отечественных дождей в “теплую и солнечную Италию”, но как-то дежурно, без уныния. Дождь был теплый, температура воздуха тоже оставалась более чем комфортной, 25 градусов. Влажность выросла, но солнца не было, поэтому убийственных для меня испарений тоже не было, дышалось легко, и это радовало гораздо больше, чем ожидавшаяся жара под 35.
В Торболе, на северном берегу Гарды, маршрут попрощался с автомобильной дорогой. Как оказалось - почти навсегда. Треки, по которым предстояло ехать, я заранее не изучал, и, не побоюсь этого слова, чудовищно развитая сеть веломаршрутов региона Трентино, проложенных по отдельным от автомобильных дорогам, оказалась сюрпризом. Конкретно этот участок, Торболе - Мори, я знал, т.к. ездил по нему в 2013 году. Но тогда мы сначала выехали на автодорогу, и только знак, запрещающий движение велосипедистов, согнал нас на велодорожку, а сейчас трек сразу увел на веломаршрут, в лабиринт городских улиц, на крутейший мокрый брусчатый подъем, где стоя проскальзывало заднее колесо, а сидя - переднее. Бодрит лучше кофе.
Крутая часть быстро кончилась, но сам подъем тянулся еще достаточно долго, на мини-перевал высотой 272 м, который даже имеет название - Passo San Giovanni. За ним, в городе Loppio, участников ожидал первый КП - бар сети BICI GRILL. Да, у них есть отдельная сеть кафешек, расположенная на велодорожках, специально оборудованная под велосипедистов. На бревете эти кафешки работали как КП - сотрудники ставили штампы в маршрутные карточки, а рандоннеры взамен покупали у них еду. Участников встречали развалы из разнообразных сэндвичей и круассанов, разнообразных напитков, а при желании там можно и полноценно пообедать.
Bici Grill Loppio
Велопарковка у кафе
Тут хотелось бы заметить, что бревет Верона-Резия-Верона вполне себе коммерческое мероприятие. Веронский велоклуб Traguardo Volante выступал официальным организатором, а техническим была контора Simonetta Bike Tours, организующая платные велотуры по Венето и Италии. Уж не знаю, так задумывалось, или “само получилось”, но поесть где-то, кроме официальных КП, было крайне сложно - для этого надо было прилично отклоняться от маршрута. Не зная местности, делать это не было никакого смысла. Не могу сказать, что цены на еду на КП меня как-то неприятно поразили (в отличие от ПБП), да и кормили качественно (в отличие от ПБП :)), но кого-то это может и напрягать.
Обедать мне было еще рано, поэтому обошелся кофе и сэндвичем с ветчиной, наблюдая за в очередной раз усиливающимся дождем. Под это дело даже завязалась беседа - местные не ожидали увидеть на бревете участника из России, и я с упоением высказал всё, что думаю об итальянской погоде, которая в очередной раз не оправдала ожиданий. Обидно было в основном за белые велотуфли, которые я тщательно намывал перед поездкой, и которым довелось побыть белыми всего лишь полтора дня в Италии, ведь я не взял даже легкие тканевые бахилы. Итальянцы сочувствовали.
Но дождь или нет, а ехать надо. Следующие два этапа, через Тренто до Мерано, оказались абсолютно плоскими. Велодорожки тянулись по красивой долине реки Адидже между гор. Высота росла, но совершенно незначительно, никак не сказываясь на скорости, ветра не было, дождь то начинался, то переставал, не давая ни толком высохнуть, ни толком промокнуть. Разве что лужи были повсеместно, но водичка в них оставалась теплой.
Движение на велодорожках, не смотря на погоду, оставалось весьма оживленным - тренировались спортсмены, ехали велотуристы (все как один - в дождевиках-пончо, мода такая в Европе, что ли?), поодиночке и группами. Сильно разгоняться всё это не давало, но 25 км/ч вполне можно было ехать. Не смотря на всю мою неприязнь к велодорожкам, могу признать, что мне понравилось. Велодорожка почти не пересекалась с автомобильными дорогами, перекрестков, как мне кажется, было даже меньше, чем их было бы на дороге общего пользования. Красивые пейзажи, кафешки, халявные яблоки (сады тянулись рядом почти постоянно, яблоки еще не дозрели, но были уже вполне съедобными, а навык добывать их, не слезая с велосипеда, после предыдущих поездок в Трентино у меня уже был) - я доволен. Некоторые “недопонимания” между треком и фактическими дорогами были (трек то уводил под запрещающие знаки, то не соответствовал указателям), но это было ожидаемым, и блудить пришлось совсем немного.
Дождевые пейзажи
На КП BICIGRILL в Faedo поел уже полноценно - салатик, spaghetti al pomodoro (навык потреблять спагетти одновременно с мясным фаршем у итальянцев врожденный, мне же пришлось есть сначала спагетти, а потом фарш с помидорами), очередной кофе. Всё было очень вкусно, за еду отдал что-то в районе 13 евро, и, в общем, считаю это достаточно адекватной ценой. Воду привычно купил - я не доверяю общественным “поилкам”, да и на маршруте их не так много встречалось.
Единственным, но важным недостатком этого участка маршрута лично я считаю удаленность его от “человеческих” достопримечательностей. Тренто мы проехали по набережной, в Больцано, фактически, вообще не заезжали. В данном случае лично меня это не очень расстроило, т.к. в обоих городах я уже был, но считаю саму эту концепцию неверной. Да, это экономит время, и избавляет от встречи с городским трафиком, но вместе с тем лишает возможности посмотреть красивые места.
Это всё, что показали в Тренто
Всё еще велодорожка
Вот с Мерано обидно вышло - я наслышан о красоте этого города, но сам ее не увидел - маршрут затрагивал самый край города, фактически - какие-то закоулки, что въезд, что выезд из города. КП там располагалось на территории теннисного клуба на окраине, вдали от красот, и самое красивое, что удалось увидеть в Мерано - мороженое. С мокрыми ногами (дождь кончился, даже солнце вылезать стало, но лужи не высохли до следующего утра), сняв велотапки, сидеть на улице и есть мороженое - бесценно. Следующие этапы были короткими, примерно по 40 км, так что до КП можно было и на мороженом дотянуть.
Но после Мерано начинались горы. Это я знал заранее. Но как-то не ожидал, что для велосипедистов проложен отдельный велосерпантин - полноценный, даже со счетчиком торнанте (так по-итальянски называется поворот серпантина на 180 градусов, т.е. не просто изгиб), который, под грохот Адидже, бодренько так закинул сразу на высоту выше 500 метров.
Выезд из Мерано. Начинаются горы
Поилка на серпантине. И вода очень вкусная
Мерано увидел только так
Дальше дорога опять становилась знакомой, в 2013 году мы тут уже ездили. Понравилось тогда, понравилось и сейчас. Плавный подъем (тогда, с багажом, он чувствовался, а сейчас, на шоссере, почти не заметный) никаких автомобилей, красивые маленькие городки и велокафешки, в одном из которых расположилось КП. Разве что трек не всегда соответствовал указателям и реально доступным дорогам, но это уж как всегда.
Окрестности веломаршрута Мерано - Резия
Фото 2013 года. Не знаю, почему и в этот раз не сфотографировал само кафе
Макароны в этой кафешке хороши, но я налег на тортик с кофе. Хотелось чего-нибудь эдакого. Чтобы вкусное и полезное, но немного опасное. Типа шаурмы. Но тортик тоже сгодится. На столе “регистратора” была бумажка, что КП будет работать всю ночь, но я почему-то усомнился в своем итальянском, и приставал с расспросами. Таки да, будет работать. И кафе будет работать. И кормить ночью будут. А чего б не кормить - 350 человек туда, и столько же обратно, меньше чем за сутки. Думаю, не ошибусь, что мы им как минимум недельную выручку за это время сделали.
На КП был опознан еще одним русскоговорящим участником бревета - если не ошибаюсь, Вадимом. К тому времени куртку я уже снял, и вовсю демонстрировал публике веломайку “чичичипи” - СССР. Итальянцы замечательно реагировали на нее, так что никакого “эпатажа” не случилось - красивая и яркая майка, народу нравится. Вадим ко мне даже по-итальянски обратился сначала, но мы быстро разобрались. Он живет в Вероне, и ехал “половинку” - 300 км. Предложил колесо, но они с товарищем валили слишком бодро. На финиш 300-ки я б тоже, может, навалился, но мне еще столько же ехать предстояло, так что попрощался, и поехал в своем темпе.
В Prato Allo Stelvio я решил выпендриться знанием местности, и заехать в супермаркет за питьем. У меня был изотоник Isostar в таблетках, но его следовало экономить, тем более, что Powerade или Gatorade в Италии можно купить в любом супермаркете, в емкостях от 0,5 до 1,5 литра, по вполне приемлемой цене. Супермаркет я даже нашел, но не тот, который знал, и он уже закрылся. На Гарде с супермаркетами проще, там они и работают подольше, и без выходных, вот и расслабился. Зато посмотрел на итальянскую свадьбу - те же машины, те же гудки при подъезде к ресторану, прям хотелось досмотреть - может, и каравай кусать будут. Но ах ты ж, я опаздываю, осталось меньше 20 км, а тут еще где-то 600 метров высоты набирать надо!
С трудом отвернув колеса от Стельвио (в следующий раз!), поехал в сторону австрийской границы. Туда ведет отличное горное шоссе, хороший асфальт, населенка с кафешками, кати - не хочу. “Не хочу!” - сказал составитель маршрута, и погнал по грейдеру вниз (!), опять к Адидже, на велодорожку.
Непонятное что-то
В городке Glurns (про который я тогда думал, что это Male - вечерело) трек уводил неведомо куда. В буквальном смысле, на закрытую по случаю ремонта дорогу. А указатели веломаршрута на Резию указывали вообще другое направление. Но ни трек, ни указатели на шоссе не выводили.
Я решил ехать по указателям. И, в общем-то, не сильно ошибся - веломаршрут шел почти параллельно треку, но не по нему, а чуть в стороне.
Дорога пошла в гору. Круто. Сначала я подумал, что под веломаршрут эту дорогу отдали из ненависти к велосипедистам. Но потом подумал, что итальянцы не могут быть настолько злыми и циничными, и скорее всего это дело рук какого-то велосипедиста, который сделал дорогу на свой вкус. Говорят, под 20% уклон встречался. Верю - народ шел пешком. Я на 34х27 ехал, но без энтузиазма, с нежностью вспоминая оставшуюся дома кассету 11-30. Зато вот вообще не холодно! С заходом солнца температура стала резко падать, высота перевалила за 1000, влажность под максимум, ноги мокрые - а мне хорошо, качу в короткой форме, и даже фотографировать успевал.
На вершине крутой части подъема
Горы на закате
Горное озеро
Солнце село
Озеро Резия
Город на другом берегу
Пейзажи, конечно, замечательные. Возможно, с автодороги таких и не было бы. Но кем нужно быть, чтобы перед самым финишем повести маршрут вот так?
Даже не так. Кем нужно быть, чтобы в темноте, в голоде и холоде, трижды почти выехать на прямое шоссе к финишу, и трижды с него съехать, чтобы продолжить петляния по хрен знает где??? Сильным и волевым человеком, вот кем. Я смог, но эти дизайнерские задумки взбесили так, что когда я наконец до КП добрался, от меня пар шел. И не только потому, что на высоте 1500, возле горного озера, в десятом часу вечера (уже стемнело) было +11 градусов жары. Мы же в теплой и солнечной стране, не забываем.
КП, обещанное в гостинице, располагалось на улице возле нее. Большой шатер, столы со скамейками, и там даже кормили, но на окна ресторана я смотрел с тоской. Почему не зашел - фиг знает! Заглянул внутрь, а там вроде публика приличная, субботний вечер празднует. А я мокрый, грязный, и “чичичипи”. Со своими, велобомжами, как-то привычнее, что ли. Взял гамбургер (горячий), холодную колу (другой уже не было, ибо +11), и горячий чай (запивать холодную колу - логика и тонкий расчет всегда были моим коньком). Пока гамбургер готовили, одел на себя всё. Толку-то - ноги мокрые, бахилы в Курске, а впереди 20 км спуска. И +11. Итальянцы сноровисто заматывались в полиэтиленовые пакеты.
Сейчас смотрю на маршрутную карточку, и понимаю, что нормально я ехал, половину дистанции за 15 часов с копейками. В одно лицо, по дождю, и с приличным подъемом - так и вообще не на что жаловаться, дома я так и планировал, часов 16. Но тогда казалось, что еду я чуть ли не последним, и вообще никто нигде меня уже не ждет. Но поезд только утром, и вообще из Мерано выбираться проще, а до него под спуск - дотяну как-нибудь. Самообман - оружие рандоннера.
На спуске околел незамедлительно. Шею и верх спины перестал чувствовать километров через пять. Не помогла даже кепочка, одетая под каску козырьком назад. А спуск хороший такой, с плавными поворотами, быстрый. Народ при этом продолжал ехать, причем навстречу. Я начал что-то подозревать.
Но не до раздумий. Глаза слезятся, шея отваливается, холодно так, что вибрация по раме начинает передаваться в асфальт. Размахивать руками и крутить головой в ночи с моей координацией чревато коротким, но запоминающимся знакомством с асфальтом, поэтому пришлось периодически останавливаться и греться. Один раз даже отжиматься пробовал, чем притормозил пару итальянцев, с которыми потом и поехал. Общения не случилось, но они вели, и против паразита на колесе не возражали, тем более, что я даже иногда был полезен в плане навигации.
В Prato Allo Stelvio (900 метров) потеплело до +14. Теперь заживем. Итальянцы мои тоже оживились, народ откуда-то еще взялся, и грейдер перед КП мы валили бодрой толпой на скорости под 30. Да, велодорожка там местами не асфальтирована, так было 3 года назад, и ничего не изменилось. Я терпеть не могу сыпучие покрытия, но ночью, да за компанию, и нормально.
Питался опять тортом. Это была ошибка, но тогда я еще об этом не знал. И кофе.
И тут встретил еще одного русского, Алексея из Рима/Питера. Про него я как раз знал, видел в списке участников русское имя, но в лицо, понятно, ни за что бы не опознал. А вот он меня меня узнал. Оказалось, что единственным прочитанным им отчетом о ПБП-2011, перед участием в ПБП-2015, был мой. Вот так “встреча с читателями”.
Алексей оказался бесценным источником информации о нравах и обычаях итальянских рандоннеров. Я, в принципе, читал об итальянских особенностях. Чего стоит только моя 600-ка, в которой официально, по маршрутной карточке, было 556 км. Но Алексей рассказал, что это нормально, с таким же успехом могло быть и 650. Или 600-ка кругами по 200 км. А насчет маршрута тут вообще не заморачиваются! Есть КП, а как между ними ехать - всем пофигу, никто не контролирует. Поэтому народ едет так, как считает нужным. Можно по треку, можно по другому треку - на спуске навстречу ехали те, кто предпочел трек обратной дороги. Можно по указателям, если они есть. А то просто, по кратчайшему расстоянию между КП. Тягу к творчеству можно выразить в собственном маршруте. “Для итальянца главное - это получить от жизни побольше удовольствия. Ну и что, если при этом он нарушит кое-какие законы? Всё равно эти законы скоро изменят или отменят. Как говорится, нога важнее ботинка”. Д. Кларксон, “Вокруг света с Кларксоном”. Свободные люди в свободной стране. А я всё “бардак, бардак”.
Вместе мы не поехали - Алексей уже собирался уезжать, а я только начал отогреваться. Кафешка была очень маленькой, основные посадочные места были снаружи, но там было холодно, и народ набился внутрь. Впервые за весь бревет почувствовалась та самая, правильная атмосфера отдыха людей с нестандартной душевной организацией. Народ вокруг с переменным успехом ел, спал и ржал одновременно, минут через десять я даже по-итальянски понимать стал. Или думать, что понимать. Это не важно. Наблюдая за причудливо одетыми итальянцами (судя по всему, они тоже считали Италию теплой и солнечной), осознал, что дождевик у меня с капюшоном, и если одеть капюшон под каску, ветер не будет задувать за шиворот. Что и сделал перед выездом.
И настало хорошо! Полная луна над горами, река гремит камнями, мокрый асфальт шуршит под колесами. Дорожных знаков и указателей не видно, навигация - без проблем. Я думал, будет наоборот, но даже это не заставило меня ехать в группе. Сначала меня немного смущала ночная езда в одиночку, а потом понравилось, и никого не хотелось. Эта была моя лучшая ночь на бревете, и за живопись этой ночи итальянцам можно простить многое.
Я даже пытался что-то фотографировать, но руки-крюки, штатива нет, и даже хардкор с ISO 6400 не сильно помогал.
Дорога глазами велосипедиста. В свете фонаря и луны
Какой-то замок
Одно из наиболее ярких впечатлений - “забор” из ящиков для фруктов, высотой в несколько человеческих ростов
Адидже и луна
Разве что поливалки в садах включаются внезапно. Со звуком стаи атакующих гадюк. Я реально испугался, даже фонарь выхватил из крепления, чтобы ослепить их в атаке. Второй час ночи, четвертая сотня километров, гадюки, Италия. Всё логично, ведь могли быть и скорпионы. После этого “Сказочная тайга” Агаты Кристи пошла особенно хорошо. Подпевал вслух.
На спуске по серпантину перед Мерано столкнулся с непредвиденным. Нашлемный фонарь я не взял вообще, на одну/первую ночь он мне обычно не нужен, достаточно нарульного. Но на серпантине с торнанте, дорога поворачивает раньше, чем руль! А куда потом крутить рулем - не видно. Спускался на ощупь.
Ночной Мерано с серпантина
В Мерано приехал даже как-то рано, в третьем часу ночи. Было еще темно, рассвета в обозримой перспективе не предвиделось. А маршрут снова сворачивал в горы, где я уже был, и без фонаря на голове мне там не понравилось. Да еще гадюки-поливалки… В общем, минут сорок я тупил в баре при теннисном клубе (у них при каждом спортивном заведении есть бар, да), который ради бревета работал всю ночь. Из еды там, правда, были только сэндвичи и кофе, а почему я не взял два сэндвича, конечно, загадка мирового масштаба.
Как я провел ночь
Дожидаться рассвета? Жаль терять время, все равно спать не хочется. Ехать по треку первой половины маршрута, с новообретенным знанием местных нравов, показалось мне вполне здравой идеей, но с ней не согласился Гармин, который не умеет инвертировать трек. Значит, нужно найти человека, который знает дорогу! Отличная идея. Для этого нужна сущая мелочь - в три часа ночи найти англоговорящего итальянца, который будет знать дорогу “в объезд” официального маршрута, и еще меня “подвезет”. Вообще не вопрос! Второй же опрошенный оказался “спик инглиш”, а на вопрос насчет моей компании сам уточнил, каким маршрутом я собираюсь ехать, потому что он намерен ехать не по треку, а той же дорогой, которой ехали в Мерано из Тренто днем. Что мне и требовалось.
Мой коллега ехал без навигатора вообще, уверенно ориентируясь исключительно по памяти. Без навигатора я б тут заблудился сразу. Собственно, без навигатора я бы сюда и не доехал, “бумажная” легенда (не выдавалась, надо было распечатывать самостоятельно) представляла собой “расшифровку” показаний навигатора, километраж и куда поворачивать - “Svolta a destra”, “Girare a sinistra”. А поворотов там много, сверяться с ней каждые 200-300 метров - не вариант.
Участок до следующего КП снова был абсолютно плоским, с небольшим попутным уклоном, но темп задавал мой “напарник”, он оказался для меня недостаточным, и в предрассветной мгле накатила сонливость. Но деваться некуда - пришлось терпеть. Развлечься беседой тоже не получилось - итальянец оказался не-итальянски молчаливым. Так и ехали, пока не рассвело. Затем попутчик сказал, что мы выехали на основной трек, и дальше я доеду по навигатору, а он останется поспать на лавочке. Поблагодарив друг друга, разъехались.
Катить мне перестало совсем. Сказывалось отсутствие нормального питания. Остановился, съел сразу несколько гелей и несколько таблеток глюкозы. Лучше не стало. Попытался развести Изостар, но из придорожной “поилки” текла горячая вода. В 6 утра, да. Пришлось терпеть до КП, где кухня толком не работала, и из еды могли предложить только разные бутербродообразные конструкции. Тыкнув пальцем в небо, получил какую-то гадость с баклажанами вместо мяса. Ехать после этого легче не стало.
Утро в горах
Дальнейший маршрут отличался от пройденного ранее. К Гарде мы не возвращались, а продолжали ехать по долине Адижде. Велодорожки вовсю издевались над потрепанной сутками без сна и вегетарианским бутербродом психикой, и вызывали ассоциации с поеданием спагетти китайскими палочками. Долго и муторно. В их извивах я напрочь перестал чувствовать направление, и понимать, куда, собственно, еду. А это важно, ведь не зная “куда?”, рандоннер может задаться неудобным вопросом “зачем?”, и больно столкнуться с суровой реальностью.
В конце концов, мне это надоело, и я решительно завернул на лавочку, где и провалялся с полчаса. Мозг свободно плавал в кофе, и спать даже не пытался, но вроде как полегчало. Катило всё так же плохо, но в голове прояснилось, и на велодорожки я смотрел с уже вполне осознанной ненавистью.
В 2013 году мы торопились на поезд, и участок Mori - Rovereto по трассам пролетели вмиг. Я его вообще не заметил. А сейчас, по велодорожкам, тащился, если верить ощущениям, несколько часов! А верить было больше некому. Указателей расстояния на веломаршрутах не было, а автомобильные (понятно, не имеющие отношения к велосипеду) только портили настроение, указывая на Rovereto и Mori во все стороны света на разном расстоянии. За то время, пока я упирался до последнего КП в Avio, на моих искренних пожеланиях у составителя маршрута должны были отрасти копыта, бодро цокая которыми по своим любимым велодорожкам, он должен был убежать в далеко горы и там самоубиться со скалы об какое-нибудь красивое озеро с прохладной и чистой водой. Да еще bastardo солнце за каким-то cazzo вылезло, и начало активно испарять вчерашние дожди. Красивый язык, жаль мало знаю.
Всё это - велодорожки. С отдельными постами, пересечениями на разных уровнях, разметкой
Объективно говоря, велодорожки и веломаршруты Тренто великолепны. Отличное покрытие, шикарные пейзажи, минимум пересечений с автотрафиком. Для туристов тут просто рай. И даже по навигации, если посмотреть на трек, всё нормально, не так уж сильно маршрут и петляет. Но мне плохо, у меня 500 км в ногах, вторые сутки без сна, мерзкая погода, велосипед скрипит и не катит, и в il buco del culo вашу объективность, я домой хочу.
Последнее КП, в Avio, также располагалось в кафе BICIGRILL, где можно было уже нормально поесть, но жара и влажность сделали свое гадское дело. Запихнул в себя только баночку колы со льдом, и пачку соленого арахиса. Долго не засиживался - температура росла, а до финиша оставалось еще около 50 км.
Bici Grill в Avio
Последний этап начался печально. Долго медитировал возле этого знака, пытаясь понять, как это я так ехал 220 км из Трентино в Венето, чтобы приехать обратно в Трентино.
Потом организаторы выкинули на маршрут два куска брусчатки, чем окончательно убили веру в человечность. Ну а раз так, то и мы церемониться не будем - подумал я вслед за двумя итальянцами, и поехал с ними по шоссе, в объезд трека. Ну хорошо же! И зачем нужны все эти петли по виноградникам?
К Вероне пришлось вернуться на трек, шоссе уходило в сторону. Пошли какие-то некрасивые промышленные пригороды. Зато теперь я знаю, что в окрестностях Вероны производят разные камни и прочий гранит. Потом опять оказался на велодорожке вдоль канала. Мои отношения с географией к тому времени утратили последние остатки смысла, я перестал удивляться чему-либо, и просто механически выполнял указания шайтан-машины.
Два итальянца на велодорожке пытались скинуть меня с колеса, но потом рассмотрели (я услышал в их разговоре “russo” и “Verona-Resia”), и махнули рукой - типа, сиди, всё нормально. Пытались поговорить про “допинг”. К счастью для них, я не говорю по-итальянски, а они по-английски.
И только в Вероне, уже на улицах города, я начал что-то подозревать. Заднее колесо оказалось наполовину спущенным. Сколько я так ехал - неизвестно, но, видимо, долго, потому что колесо травило совсем слабо, я его просто накачал до нормального давления, и доехал до финиша, а потом до дома, не подкачивая больше. Дырку в камере найти так и не удалось, подозреваю, что это ниппель оказался не готов к столкновению с суровой итальянской реальностью, которая отбила мне всю чувствительность.
На финише сфотографировали для протокола.
Обозвали то ли первым, то ли единственным русским на бревете, но я объяснил, что это не так. Мы поискали в протоколе Алексея, и выяснили, что он приехал не так давно, и вроде бы даже где-то здесь. Он нашелся возле бара, где, под холодное пиво, отлично посидели с разговорами за жизнь. Позже выяснилось, что Алексей еще и фиксер-вегетарианец, но этим меня уже давно не удивить. Странно, что не вейпер :).
Чудеса акробатического сна
С Алексеем
Маршрутная карточка
На финише даже кормили, вроде как пастой, но есть мне не хотелось совсем. Еще был душ и массаж, но это уже излишества, я считаю.
По итогу, имею сказать следующее. Велодорожки - зло. Не смотря на велодорожки, и нелогичность маршрута (петляли-петляли, а 600 км накрутить не смогли), мне понравилось. Бревет ни разу не горный, набор высоты даже без срезок в районе всего лишь 3000 метров, столько же и у нас по области накрутить можно. Но вполне себе “пред-горный”, т.е. познакомиться с реакцией организма на многокилометровые подъемы и серьезные градиенты после сотен километров пути, вполне можно. Я экспериментом доволен, на “Чуйский тракт” можно попытаться сунуться. Маршрут красивый, местами даже очень. Организация вполне достойная, кормят вкусно, отравить не пытаются. Не могу сказать, что буду стремиться принять участие в следующий раз (через два года), но если обстоятельства сложатся, то не откажусь. Рекомендую, если хочется чего-нибудь нового, интересного, и не напряжного. 32:08 это мой рекорд на 600, и я его вряд ли когда-нибудь побью, если только не найду в Италии еще более короткую “шестисотку”.
По дороге к гостинице, получил кучу комплиментов от мотоциклиста, рядом с которым стоял на светофоре. Тычет в майку, мол, bella, bellissima. Еще бы, говорю. Я вообще весь из России, и каска у меня Газпром. Он чуть не заапплодировал.
Встретил что-то похожее на велогонку. Она уже, судя по всему, закончилась, но народ еще не разошелся - стояли автобусики с велосипедной символикой, попадались группы велосипедистов в клубной форме. Я так понял, это была местная “гран-фондо”, любительская велогонка, которых в Италии множество. Практически на каждый выходной можно найти себе гонку по вкусу. Догнал одного паренька на шоссере, попытался расспросить его о прошедшем событии, но он ухитрился не быть в курсе.
Остаток дня помню плохо. Может быть даже прогулялся до центра городка Неграр за мороженым, но было ли это в этот день - не уверен. Что-то поел, допил вино, и завалился спать.
Вот. Хорошо хоть сфотографировал, а то так бы и мучился вопросом - что ж было вечером???